Исследование как составная часть менеджмента организаций
Опубликовано: 30-01-2014
Исследование - это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает: распознавание проблем и ситуаций; определение их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основные из них:
- методология исследования - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
- организация исследования - порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
- ресурсы исследования - комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
- объект и предмет исследования. Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, существующая объективно и служащая источником необходимой для исследователя информации, предмет - конкретная проблема, решение которой требует проведения исследований;
- тип исследования - принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
- потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
- результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
- эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Диалектический подход к исследованию требует: рассматривать все связи и взаимообусловленности изучаемого объекта; рассматривать объект изучения в динамике; опираться на известные законы диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации. Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя следующие принципы: объективности; противоречивости; движения и развития; научности; проверяемости практикой; взаимодействия; целостности; относительности; исторической определенности.
[Версия для печати] | [Комментарии читателей] |