Cущность организации и ее основные признаки
Опубликовано: 30-01-2014
Термин "организация" употребляется в двух значениях:
- устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;
- функция управления, целью которой являются создание объединения или согласование действий его членов.
Признаками организации являются:
- наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;
- обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;
- разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;
- существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;
- саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;
- организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.
Любая организация обладает определенной структурой (совокупностью взаимосвязанных элементов), которая подразделяется на три составляющие:
- техническая - это совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования, условий труда, технологий и т. д.)определяющих профессионально-квалификационный состав сотрудников, характер и содержание труда;
- социальная включает в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния;
- социотехническая включает в себя совокупность рабочих мест.
Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Период функционирования предприятия на рынке образует жизненный цикл, состоящий из пяти этапов.
Зарождение включает в себя принятие решения о создании фирмы, разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности.
Рост фирмы - увеличение доли ее продукции на рынке.
Развитие - это поиск новых направлений и форм деятельности параллельно с развитием уже существующих.
Зрелость - это устойчивое существование предприятия без расширения и совершенствования деятельности.
Завершение деятельности может быть связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей.
См.также:
- Организация как основа менеджмента
- Общие характеристики организаций
[Версия для печати] | [Комментарии читателей] |