Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта
Разделы
Cистемы управления Бизнес-план Инвестиционный менеджмент Информационные технологии Корпоративное управление Логистика Маркетинг Основы менеджмента Статьи Стратегический менеджмент Шпаргалки Экономическая теория Электронные учебники
Новые материалы
Услуги по подаче и обработке заявок на новостройки в Ялте Ремонт Узи качественно и быстро для медицинских учреждений Фулфилмент: особенности и преимущества услуги, принципы расчета стоимости Памятники на могилу: традиции, материалы и особенности выбора Комплексные строительные услуги: качество, проверенное временем Как оформить кредит по паспорту онлайн - инструкция для новичков Ремонт квартир под ключ: комплексное преображение жилого пространства Организация безопасной транспортировки лежачих пациентов между городами Современное остекление загородных домов: комфорт и эстетика круглый год Хостинг и домены для бизнеса: комплексные решения для вашей компании
Банки в Нижнем Новгороде

Закон спроса. Факторы изменения спроса. Эластичность спроса

Опубликовано: 30-01-2014

Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот.

Свойства кривой D:
1) убывающая;
2) тангенс угла наклона отрицательный;
3) отражает обратную зависимость между P и Q.

Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

Формула влияния ценовых и неценовых факторов на спрос

где Pa – цена данного товара;
Pn – цена товаров-заменителей;
Pm – цена на дополняющие товары;
ш I – доход покупателя;
M – вкусы и предпочтения покупателя.

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 7.1).

Изменение объема спроса и функции спроса

Рис. 7.1. Изменение объема спроса и функции спроса

Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

I. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении цены (DP) на 1 %

Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) .

Коэффициент EP(D) всегда отрицательный, так как по закону спроса P и Q изменяются в противоположном направлении.

Эластичность спроса по цене зависит:
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность);
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
в)  факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

В зависимости от этих показателей различают:

1. Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 7.2,а).

2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение QD (рис. 7.2,б).

Графики спроса с различной эластичностью по цене

Графики спроса с различной эластичностью по цене

Рис. 7.2. Графики спроса с различной эластичностью по цене

3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD (рис.7.2,в).

4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD (кривая D0 на рис. 7.2, в).

5. Абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную чувствительность QD к малейшему изменению P (EP(D) = ): незначительный рост P приводит к падению QD до нуля, а незначительное снижение P – к увеличению QD до бесконечности (кривая D¥ на рис. 7.2,в).

II. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 %.

.

В зависимости от связи между QD и I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:

1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост QD (качественный товар: мясо, молоко) (кривая D1 на рис.7.3).

2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение QD (товары низшей категории, например заменители масла), (кривая D2 на рис.7.3).

3) EI(D) > 1 означает, что рост QD превышает рост I на 1 %  (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода) – кривая D3.

Варианты зависимости спроса от дохода

Рис. 7.3. Варианты зависимости спроса от дохода

III. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB):

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает .

Знак коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:

– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая D1 на рис. 7.4);

– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сократится (кривая D2 на рис. 7.4).

Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары

Рис. 7.4. Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары

[Версия для печати] [Комментарии читателей]