Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления
Гипотеза - подлежащее проверке на истинность утверждение о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами или явлениями.
К гипотезе предъявляются следующие требования:
- она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;
- в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
- при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Различают следующие виды гипотез:
- описательные - предполагающие существование какого-либо явления (процесса);
- объяснительные - вскрывающие причины явления (процесса);
- описательно-объяснительные.
Основные этапы построения гипотез:
- выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании. При этом выдвигаемая гипотеза должна быть: достаточно теоретически надежна (преемственной с предшествующим знанием, не противоречить фактам науки); однозначно логически согласована с проблемой и целью; включать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию; приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования; предоставлять возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону;
- формулировка (разработка) гипотез. Выдвинутую' гипотезу необходимо сформулировать. От правильности, четкости и определенности формулировки гипотезы зависят ход и результат ее проверки;
- проверка гипотез. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования. Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Неподтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.