Анализ внешней среды
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
При анализе экономических факторов рассматривают:
- темпы инфляции (дефляции);
- налоговую ставку;
- международный платежный баланс;
- уровень занятости населения в целом и в отрасли;
- платежеспособность предприятий.
При анализе политических факторов необходимо следить:
- за соглашениями по тарифам и торговле между странами;
- протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран;
- нормативными актами местных органов власти и центрального правительства;
- уровнем развития правового регулирования экономики;
- отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству;
- кредитной политикой местных властей;
- ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить ее позиции на рынке. Исследуются:
- изменение демографических условий;
- уровень доходов населения и их распределение;
- жизненные циклы различных товаров и услуг;
- уровень конкуренции в отрасли;
- доля рынка, занимаемая организацией;
- емкость рынка;
- защищенность рынка правительством.
Руководство организации обязано постоянно следить за внешней технологической средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации в условиях конкуренции. Анализ внешней технологической среды должен учитывать изменения:
- в технологии производства;
- в конструкционных материалах;
- в применении компьютерной техники для проектирования новых товаров и услуг;
- в управлении;
- в технологии сбора, обработки и передачи информации;
- в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. Это позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны:
- анализ будущих целей конкурентов;
- оценка их текущей стратегии;
- оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
- изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справляться с этими проблемами, организация как социальная система должна меняться, приспосабливаться к внешней среде.
Анализ международных факторов особенно важен для организаций, которые действуют или собираются действовать на международном рынке. Руководству необходимо следить за ситуацией, которая складывается на обширном международном рынке. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей.
Анализ внешней среды помогает руководству в получении ответов на несколько важных вопросов.
- Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации?
- Какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации?
- Какие факторы предоставляют большие возможности для достижения общих целей организации?