Стратегические цели
Если миссия организации задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть, говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. При этом учитываются ценности и цели, на которые ориентируется высшее руководство. Высшее руководство длительное время сохраняет верность определенным ценностям, которая проявляется в выборе типа управления, а также в целях организации.
Важно подчеркнуть, что цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если они правильно сформулированы, эффективно представлены, а руководство информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.
Важность определения целей связана с тем, что они:
- являются фундаментом для процесса менеджмента в целом;
- лежат в основе принятия любого управленческого решения;
- являются исходной точкой планирования;
- лежат в основе построения организационных отношений;
- определяют систему мотивации, используемую в организации;
- цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом;
- служат руководством для формирования конкретных плановых показателей;
- определяют способы повышения эффективности организации.
Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, подразделить на количественные и качественные.
К неэкономическим целям можно отнести социальные цели, например, улучшение условий труда.
Долгосрочные цели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы.
Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают:
- что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);
- кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.
Исследователи в области менеджмента выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.
- Положение на рынке.
- Производственные мощности организации.
- Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:
- производство новых товаров;
- внедрение на новые рынки;
- применение новых технологий;
- использование новых способов организации производства.
- Производительность.
- Ресурсы.
- Доходность (прибыльность).
- Управленческие аспекты.
- Персонал (человеческие ресурсы).
- Социальная ответственность.