Сущность и классификация управленческих решений
Опубликовано: 30-01-2014
Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.
Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
- своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
- обеспеченность ресурсами;
- ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).
Классификация управленческих решений.
1. По степени влияния на будущее организации:
- стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
- тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
- глобальные - охватывают всю организацию в целом;
- локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации:
- долгосрочные (более пяти лет);
- среднесрочные (от одного года до пяти лет);
- краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.
5. По обязательности выполнения:
- директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
- рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
- ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
- регулирующие - определяют метод выполнения действий;
- координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
- контролирующие - направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
- общие - распространяются на всю компанию в целом;
- специальные - рассматривают отдельные вопросы.
8. По степени запрограммированности:
- запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
- незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия:
- интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
- адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
- рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
[Версия для печати] | [Комментарии читателей] |