Взаимодействие менеджмента и организационной культуры. Ее определяющие параметры
Взаимодействие менеджмента и культуры организации может осуществляться несколькими способами.
Менеджеры могут действовать строго в соответствии с организационными ценностями.
В данном случае, если организационная культура следует современным тенденциям, результат будет позитивным. Если этого не наблюдается, то такая деятельность приведет к еще большему снижению эффективности работы фирмы.
Руководители могут игнорировать сформировавшуюся культуру и идти напролом к своим целям. Такая деятельность вызовет сопротивление со стороны подчиненных и коллег, даже если цели будут благими и прогрессивными.
Управление деятельностью может осуществляться частично в соответствии с организационной культурой, а частично - наперекор ей. В данном случае необходимо следить, чтобы противоречия с культурой оставались в допустимых рамках.
Если встает потребность в выполнении действий, противоречащих ценностям организации, но дальнейшее развитие фирмы без них невозможно, то организационную культуру необходимо пересмотреть и подвергнуть преобразованию.
Управление организационной культурой реализуется за счет контроля над ее состоянием, пропаганды культуры, подбора кадров, вписывающегося в ее рамки обучения персонала соответствующим навыкам и широкого использования традиций и символики фирмы.
Для эффективной работы предприятия официально заявленные планы по преобразованию организационной культуры следует обязательно воплощать в реальность. Это связано с тем, что создание видимости модернизации культуры предприятия впоследствии обязательно выйдет наружу и нанесет колоссальный ущерб репутации. Не следует стремиться изменить все элементы культуры организации единовременно, так как это длительный и трудоемкий процесс, который в данном случае может дезорганизовать основную работу предприятия и привести к хаосу. Существует несколько уровней функционирования организационной культуры.
Поверхностный уровень включает в себя традиции, эмблемы, интерьер, дизайн, униформу, язык, лозунги и иное, промежуточный - ценности и верования, глубинный - философию фирмы.
Степень проявления элементов культуры определяет параметры, на базе которых происходит выделение различных ее типов.
Данные параметры включают в себя:
- основные цели организации, которые могут быть ориентированы на удовлетворение социальных потребностей (создание благ, услуг) или решение личных проблем сотрудников;
- степень следования мнению большинства или проявления индивидуализма в работе сотрудников;
- способ принятия управленческих и иных решений (индивидуально или коллективно);
- степень регламентации выполняемой деятельности и ее соответствие намеченным планам;
- соотношение сотрудничества и соперничества в работе персонала;
- степень самостоятельности (зависимости) работы сотрудников;
- характер взаимоотношений руководителей и подчиненных;
- различия в национальном менталитете сотрудников предприятия;
- способы мотивирования труда (индивидуальные, групповые);
- отношение к преобразованиям;
- источники власти;
- стили управления.