Содержание стратегического плана международной компании
Разработка содержания стратегического плана международной компании занимает значительное количество времени. Экономисты международных компаний выбирают следующую последовательность решения вопросов.
- Соответствует ли зарубежная деятельность направлению функционирования международной компании?
- С какими товарами (услугами) фирма планирует выходить на мировой рынок?
- Какие страны будут принимающими для международной компании и когда лучше выходить на эти рынки (в какой период времени)?
- Какую форму выхода лучше использовать (филиалы или дочерние компании)?
- Кто будет выступать в качестве партнеров на зарубежном рынке?
- На какие условия контракта следует обратить пристальное внимание?
- Какова последовательность мероприятий в тактике адаптации на зарубежном рынке?
- Какие действия для достижения результатов, намеченных для зарубежного филиала, следует проводить?
- Какие существуют и разрабатываются варианты перспективного развития предприятия?
Можно выделить несколько факторов успеха принятой стратегии:
- лидерство в технологии. Оно формируется за счет нововведений в производственно-технологические процессы;
- репутация. Если организация ведет свою деятельность под широко известной торговой маркой, то это дает ей возможность уже на первом этапе получать повышенную прибыль;
- эффект масштаба. Этот прием используют, как правило, крупные корпорации при выпуске продукции, которая имеет низкую себестоимость;
- информированность. Использование данного фактора позволяет предприятию быть в курсе всех событий и эффективно проводить операции за рубежом;
- наличие менеджера глобального масштаба. Он понимает международную ситуацию и способен наладить эффективное функционирование коллектива в принимающей стране.
Интегрированное международное производство является распространенным инструментом осуществления стратегии международных корпораций.
Это производство возникло в результате интернационализации деятельности путем соединения технологического цикла и расширения географического направления предприятий разных стран.
В результате интеграции международного производства сокращается жизненный цикл товаров, растет взаимозависимость экономик различных государств (процесс глобализации), появляются новые дорогостоящие технологии.
В процессе интеграции можно выделить своего рода самостоятельный процесс - регионализацию международного производства. В этот процесс входит не только производственная кооперация зарубежных филиалов транснациональных корпораций, но и сотрудничество с независимыми компаниями (субпоставщиками).
Если зарубежный филиал международной компании имеет хорошие связи с предприятиями в принимающей стране, то это обеспечивает эффективную деятельность данного филиала. Интеграция филиалов в экономику принимающих стран предполагает укрепление деловых связей с местными фирмами. Данные связи могут иметь вид субпоставок, соглашений о научно-техническом сотрудничестве, обмене технологиями, обучении персонала, его переподготовке, повышении квалификации и аттестации.