Планирование как функция менеджмента
Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.
В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.
Виды планирования по срокам:
- долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
- среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
- краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов.
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов)составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.
Принципы планирования:
- участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет повысить эффективность выполнения работы, так как учитываются их интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников работой;
- непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы;
- гибкость: возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями;
- экономичность: затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод;
- обеспечение работы необходимыми материальными и организационными ресурсами.
Методы планирования:
- бюджетный - табличный способ представления материала, отражающий поступление и перераспределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности;
- балансовый - согласование поступлений и расходов за определенный период. Баланс - это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия.
По содержанию баланс бывает:
- отчетный (составляется по прошедшему периоду деятельности);
- плановый (определение размера доходов и расходов на будущий период);
- прогнозный (определяет вероятные объемы потребляемых и распределяемых ресурсов).
По виду ресурсов баланс бывает:
- натурально-вещественный (движение материальных ресурсов в неденежном выражении);
- стоимостный (движение денежных средств);
- трудовой (движение трудовых ресурсов);
- нормативный (норма поступления и затрат на единицу продукции).
Виды норм:
- стоимостные нормы (учет финансовых потоков в денежном выражении);
- натуральные нормы;
- нормы обслуживания;
- нормы времени.
Математический метод опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными.
Графический метод - это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т. п.).
См. также:
- Стратегическое планирование