Азиатский стиль менеджмента
Характерные черты азиатского стиля менеджмента:
- межфирменные отношения строятся на доверии взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компаний;
- достаточно высокий уровень образования всех категорий персонала, постоянное обучение, повышение квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителями;
- доверие партнеров друг к другу;
- уверенность в успехе долгосрочных планов компании;
- понимание совместного вклада в развитие компании.
В Японии И Южной Корее фирмы не просто обеспечивают занятость и доход людям, но всегда дают им возможность для саморазвития, самовыражения. Известны случаи на японских фирмах, когда одаренному специалисту создавали специальный департамент для развития его предложений и воплощения их в жизнь а фирма могла поменять или расширить свой профиль.
В основе азиатского менеджмента лежит создание дружелюбных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными.
Отличие от американского стиля менеджмента - способ проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы медленно, с перерывами, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель - сначала достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем. Бывают случаи, когда на переговоры могут не привлекаться юристы.
Японский менеджмент включает в себя такие мероприятия, как:
- утренняя зарядка для всех сотрудников фирмы;
- всех сотрудников принято одевать в форменную одежду в рабочие часы;
- на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений, используется метод консенсуса;
- воспитание преданности компании;
- обязательное награждение за достигнутые успехи в труде;
- функционирование "кружков качества", в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний;
- наличие одной столовой и для руководителей и рабочих; периодические ужины "по-семейному" всех сотрудников компании;
- в оплате труда и продвижении по службе наибольшее значение имеет стаж работы сотрудника на фирме;
- пожизненное принятие на работу;
- корректное обращение руководителей со своими подчиненными;
- практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
- сведение перерывов в работе к минимуму;
- предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
Особенности организации производства и сбыта продукции в Японии: большую роль играют торговые дома ("сото шоша"). К середине 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 40 % японского экспорта и около 70 % - импорта.
Преимуществами японского менеджмента пользуются и в других странах.
В 1990-х гг. германская компания "Порше", оказавшись на грани банкротства, обратилась за помощью к японским коллегам, которые восстановили производство за три года. В результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30 %.