Оптовая и розничная торговля как основные методы распределения товара
Среди участников каналов распределения важное место занимают розничная и оптовая торговля. Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Формы розничной торговли различаются:
- в зависимости от степени "привязки" к стационарному помещению (торговля через розничные магазины, внемагазинная торговля);
- в зависимости от широты и глубины предлагаемого ассортимента (узкоспециализированные, универсальные магазины);
- в зависимости от размеров розничного магазина (крупные, средние, мелкие);
- в зависимости от политики цен (торгующие по обычным ценам, по сниженным ценам);
- в зависимости от степени концентрации магазинов (расположенные в центральном деловом районе, торговые центры микрорайонов) и т.д.
Розничным торговцам приходится принимать решения по следующим направлениям:
- связанные с целевым рынком (выбор категории потребителей, для которых умение и ресурсы походят больше всего);
- связанные с товарным ассортиментом и комплексом услуг (выбор товарного ассортимента, комплекса услуг, атмосферы торговой точки);
- связанные с торговым персоналом (профессиональные навыки, организация работы);
- связанные с физическим перемещением товара в магазине (транспортировка, хранение, штриховые коды);
- связанные с ценами (выбор уровня цен, ценового имиджа).
Оптовая торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Субъекты оптовой торговли могут быть классифицированы следующим образом:
- по степени самостоятельности (распределительные органы производителя, независимые оптовики);
- по характеру перехода прав собственности на партии товара (предприятия оптовой торговли, приобретающие товар в собственность, и партнеры по сбыту);
- по объему предоставляемых услуг (с полным циклом обслуживания, включая хранение, кредитование, доставку и т.д., и с ограниченным циклом обслуживания);
- по специфике ассортимента (оптовики смешанного ассортимента и узкоспециализированные оптовики).
Решения оптового торговца принимаются по следующим направлениям.
- Определение целевого рынка с учетом масштабов закупок, типов оптовых покупателей и др.
- Формирование торгового ассортимента, соответствующего по глубине и ширине требованиям розничных торговцев.
- Ценообразование, направленное на привлечение клиентов.
- Продвижение, связанное с персональными продажами, поддержанием деловых отношений.
- Организация физических потоков товаров (прием и обработка заказов, складирование, формирование транспортных заказов, транспортировка).
Понятие "групповая торговля" включает с себя все формы сотрудничества между розничной и оптовой торговлей, при которых объединение происходит.