Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта
Разделы
Cистемы управления Бизнес-план Инвестиционный менеджмент Информационные технологии Корпоративное управление Логистика Маркетинг Основы менеджмента Статьи Стратегический менеджмент Шпаргалки Экономическая теория Электронные учебники
Новые материалы
Ремонт Узи качественно и быстро для медицинских учреждений Фулфилмент: особенности и преимущества услуги, принципы расчета стоимости Памятники на могилу: традиции, материалы и особенности выбора Комплексные строительные услуги: качество, проверенное временем Как оформить кредит по паспорту онлайн - инструкция для новичков Ремонт квартир под ключ: комплексное преображение жилого пространства Организация безопасной транспортировки лежачих пациентов между городами Современное остекление загородных домов: комфорт и эстетика круглый год Хостинг и домены для бизнеса: комплексные решения для вашей компании Настенный календарь: функциональный элемент дизайна и планирования
Ремонт компьютера в Нижнем Новгороде

Проблемы качества программных продуктов

Опубликовано: 30-01-2014

Вопрос о цене продуктов технического творчества и программного обеспечения, в частности, относится к числу наиболее дискуссионных в современной экономике. Он приобрел особую актуальность в связи с вводом рыночных отношений, переходом от фиксированных цен, устанавливаемых на основе нормативов и калькуляций, к договорным отношениям производителей и пользователей на основе купли-продажи.

Сложности при формировании цены на программные продукты можно объяснить следующими обстоятельствами.

Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно трудно измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность конкретного программного продукта можно измерить только после применения его пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя о полезности (ценности) приобретаемого продукта, а они часто основываются на несистематизированных, отрывочных, неполных, субъективных сведениях.

Во-вторых, трудность расчета издержек создания программных продуктов связана с тем, что они являются, как правило, сопутствующим товаром и предлагаются пользователям в рамках конкретной технологии реализации нововведений.

Необходимо выделить также еще одну особенность товарного обращения программных продуктов: возможность их многократного применения различными пользователями. Соответственно цена такого продукта снижается по мере расширения круга пользователей. В свою очередь, производитель старается оградить свои продукты от угрозы недозволенного использования - несанкционированного копирования и распространения, поскольку владелец в результате лишается прибыли и потенциальных выгод.

Как свидетельствуют публикации в периодической печати, во многих случаях пользователю предлагаются десятки, сотни и даже тысячи программных продуктов одного назначения, существенно отличающихся по качеству и цене. И цена, и число продаж зачастую мало зависят от реального качества представленного на рынок программного продукта. Такое положение типично, например, для задач бухгалтерского учета, материального учета и торговли, контроля исполнения и других.

В перечне факторов ценообразования на интеллектуальную собственность, которой и является программный продукт, обращает внимание отсутствие каких-либо показателей издержек производства.

Таким образом, сегодня ни разработчики программных продуктов, ни пользователи, ни фирмы-посредники не могут конкретно, обоснованно сравнить качество существующих программных продуктов по экономическим критериям, оценить, насколько один программный продукт эффективнее другого, определить, даст ли данный программный пакет большую экономию на эксплуатационных расходах, большую общую производительность, большую экономию затрат живого труда, машинного времени.

Известно множество показателей, используемых для характеристики качества программных систем, сравнительной оценки их потребительской ценности. Среди этих показателей, по мнению специалистов, наиболее важными являются следующие.
  • Функциональная полнота. Как отмечается в печати и подтверждает практика, рыночные программные продукты обычно весьма существенно различаются по критерию функциональной полноты.
  • Завершенность разработки. Полностью законченные программные продукты встречаются достаточно редко.
  • Быстродействие (затраты времени на решение задачи пользователя).
  • Уровень требований к комплексу технических средств (занимаемый объем памяти, быстродействие процессора, свободное пространство на диске и др.).
  • Степень и простота настройки на техническую среду (монитор, принтер, модем и др.).
  • Стоимость.
  • Комплексность решения задачи.
  • Возможность перенастройки на новые условия применения (например, в связи с изменением законодательства, появлением новых подразделений фирмы и т.д.).
  • Возможность работы в сети.
  • Качество помощи пользователю в процессе работы (например, наличие ситуативной, контекстно-зависимой и гипертекстовой помощи с оглавлением).
  • Требования к уровню квалификации пользователя.
  • Трудоемкость освоения и внедрения.
  • Качество пользовательского интерфейса.
[Версия для печати] [Комментарии читателей]