Выбор сферы деятельности на внешнем рынке
Все отрасли на внешнем рынке можно разделить на две группы:
- многонациональные, которые обслуживают национальные рынки;
- глобальные, которые работают на мировой рынок.
Для руководства своими зарубежными филиалами международные компании используют глобальную стратегию. Она помогает удерживать уровень конкурентоспособности в мировом масштабе. Обычно такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, имеют доступ к ресурсам в разных частях света, а также способны организовать предприятия в странах с самыми низкими издержками производства, используя при этом эффект масштаба.
Свои научно-исследовательские институты эти компании стремятся размещать в странах, где имеются наиболее оживленные рынки сбыта.
Быть конкурентоспособными на внешнем рынке, где функционируют не только местные, но и зарубежные фирмы, без тщательной подготовки практически невозможно. Маркетологи транснациональных корпораций (ТНК) исследуют возможные рынки в процессе подготовки проекта выхода на эти новые рынки. Для этого они критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок. Все условия предпринимательской деятельности оцениваются не с одной точки зрения, а с нескольких сторон.
1. Фирменная структура и стратегия предприятий конкурентов.
В этом аспекте в первую очередь оценивается положение международной компании в выбранной сфере деятельности по сравнению с национальными предприятиями и иностранными фирмами, также работающими в данной сфере. В данном случае особое значение имеет анализ того, отвечают ли стиль управления и организация производства условиям, которыми располагает зарубежный филиал ТНК.
2. Условия производства и предоставления услуг.
В данном аспекте анализу подвергаются следующие факторы:
- в каких отраслях хозяйства наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны;
- существует ли слаборазвитые направления в экономике принимающей страны (например, нехватка капитала, отставание научно-технического прогресса и т. д.) и есть ли возможность заполнить их деятельностью иностранных инвесторов.
3. Условия сбыта.
Данная категория определяется степенью сложности и специфики запросов со стороны национальных потребителей. В данном случае .значение имеют отличия каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке.
4. Родственные отрасли и субпоставщики.
В данном аспекте международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей, заказчиков, посредников по ее продукции. Для снижения издержек производства большое значение имеет развитие в принимающей стране отраслей (или хотя бы поддержание их на должном уровне), обеспечивающих создаваемое предприятие сырьевыми материалами, полуфабрикатами, строительными материалами и т. д.
Одним из немаловажных факторов в выборе сферы деятельности зарубежного филиала транснациональной корпорации является технический уровень местных фирм, которые рассматриваются как потенциальные субпоставщики