Качество управленческих решений
Управленческое решение - это результат деятельности менеджера. Эффективность управленческого решения определяется как соотношение результатов к затратам на его реализацию. В процессе разработки управленческих решений необходимо учитывать следующие факторы:
- характеристику проблемы (ее сложность, степень новизны, определенность и вид);
- разработанность проблемы (наличие методик программ и навыков ее реализации);
- характеристики информации (объем, доступность, достоверность, релевантность и др.);
- ограниченность ресурсов;
- организацию разработки решений;
- компетентность, образование и опыт работы руководителей;
- субъективные факторы (совместимость сотрудников, их сплоченность и др.);
- информационные технологии/собирающие, анализирующие и обрабатывающие информацию.
Факторы, влияющие на качество управленческих решений в процессе воплощения их в реальность:
- особенность выбранного решения (характеризуется его сложностью, новизной, классом, как и сама проблема);
- организационная структура подразделений, в которых оно будет выполняться;
- сроки реализации;
- компетентность исполнителей;
- авторитет руководителя;
- социально-психологические факторы;
- надежность и продуктивность технических средств управления;
- степень организации и контроля за исполнителем.
Системный подход к решению проблемы с использованием научно обоснованных методов и моделей их реализации обеспечивает высокое качество управленческих решений. Весомое влияние на принимаемое решение оказывает персонал организации: его качественный состав, творческие возможности и психологическая совместимость.
Оценка качества организационного решения проводится на следующих стадиях:
- стадия разработки: решение анализируется в процессе отбора возможных вариантов и выбора окончательного решения с использованием объективных критериев:
- критерия оптимальности, который не учитывает рисков, связанных с ограниченностью по ресурсам;
- показателя экономической эффективности (результат минус затраты);
- плановой экономической эффективности;
- стадия принятия решения: выбирается окончательный вариант на основе экономической эффективности, критерия оптимальности и вероятности его реализации с учетом социально-психологических факторов, экологических последствий и дальнейших перспектив организации;
- стадия реализации решения: решение контролируется и корректируется на промежуточном и конечном этапах. В итоге определяются дальнейшие направления развития организации и устраняются препятствия на пути достижения ее целей.
Основные направления развития организации:
- экономические - реализация экономических интересов участников процесса разработки и реализации решения и использования ресурсов;
- социально-психологическое - повышение профессионализма сотрудников, формирование коллектива на научной основе и развитие у него интереса к творческой деятельности, а также вовлечение во все этапы процесса принятия решения;
- организационное - повышение уровня труда менеджеров и применение средств производства.