Процесс обмена информацией
Процесс обмена информацией включает в себя несколько этапов:
- отбор сведений;
- кодирование, т. е. облечение ее в форму, доступную получателю (слова, картинки);
- передача (возможна сразу несколькими способами);
- прием информации, ее расшифровка (прочтение) и осмысление.
Отправитель информации нуждается в обратной связи с ее получателем, так как благодаря этой связи определяется, насколько правильно она была понята.
Стабильная обратная связь значительно повышает надежность и скорость обмена сведениями и частично предотвращает действие помех и потерь, способствующих искажению информации.
В число факторов, влияющих на восприятие, входят:
- ситуация, в которой человек получает информацию. Благоприятная ситуация сглаживает восприятие негативной информации, а неблагоприятная, наоборот, обостряет восприятие негативной, но ослабляет восприятие позитивной. К неординарным сведениям это правило не относится;
- глубина видения положения дел предполагает, что человек с широким кругозором и познаниями легче воспринимает любую информацию и спокойно реагирует на изменение ситуации;
- личные и социальные особенности отправителя (его статус) заключаются в том, что чем ниже его положение в обществе, тем настороженнее относятся к предоставляемым им сведениям;
- стереотипы (менталитет, мировоззрение) стандартизируют восприятие человеком информации, облегчают его, но делают чрезмерно субъективным и искаженным;
- психологические эффекты включают в себя:
- перенос, предполагающий необоснованное распространение оценки с одной информации на другую;
- обобщение (заключается в том, что мнение или оценка части информации распространяются на всю совокупность сведений);
- первое впечатление;
- идеализацию (состоит в преувеличении положительных моментов информации);
- контраст (предполагает акцентирование внимания только на наиболее ярких и запоминающихся моментах, опуская детали).
- ожидание (заключается в том, что получателю предоставляется желаемая информация, в результате чего-либо следует разочарование либо действительное принимается за желаемое);
- порядок (основывается в том, что при предоставлении спорной информации большее доверие оказывается первичным сведениям);
- опережение (предполагает, что более прочно усваивается информация, получаемая непосредственно перед общением);
- предрассудки (присущи в основном малообразованным людям и заключаются в формировании мнения до знакомства с информацией);
- отсутствие интереса (обусловливается отсутствием побуждающих мотивов к ее восприятию (материальных выгод, возможных потерь и т. д.));
- различное понимание символов, с помощью которых передается информация.
- физическое или психическое состояние получателя (включает в себя степень усталости, слабую память, рассеянность или, наоборот, импульсивность, нетерпеливость и т. п.);
- информационные перегрузки, вызывающие стресс и неспособность воспринимать и адекватно реагировать на предоставляемые сведения.