Школы менеджмента
Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в.
Основополагающие школы управления.
1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).
Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
- отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
- здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
- компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
- дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
- диспетчирование;
- нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
- нормализация условий труда;
- нормирование операций;
- письменные стандартные инструкции;
- вознаграждение за производительность.
2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.
Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
- первоначальная функция - разделение труда;
- полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
- дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
- единоначалие;
- единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
- подчиненность личных интересов общим;
- скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
- порядок;
- справедливость как сочетание доброты и правосудия;
- стабильность рабочего места.
3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.
В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.