Основные направления развития инвестиционного менеджмента на федеральном и региональном уровнях
Формирование инвестиционной политики регионов происходило в весьма неоднородных стартовых условиях, в частности, при разной обеспеченности средствами производства. Неодинаковыми были и пути преодоления инвестиционных трудностей. В целом анализ пореформенной хозяйственной динамики в крупных экономических районах России выявляет ухудшение инвестиционной ситуации в направлении "северо-запад - юго-восток". Доля федерального бюджета в общем объеме инвестиций в российскую экономику на протяжении последних лет сокращалась: в 1998 г. - 5,1%, в 2000 г. - 3,6%. Из региональных и местных бюджетов средств поступало несколько больше - порядка 10%.
Основными элементами инвестиционной политики на мезоуровне национальной экономики являются:
- принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
- предоставление инвесторам в пределах своих полномочий различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
- создание организационных структур по содействию инвестициям;
- разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
- оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
- предоставление гарантий и поручительств банкам под выделяемые ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
- аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.
Формы и методы стимулирования инвесторов российскими регионами уже сегодня соответствуют мировой практике: льготное налогообложение, гарантии, обеспечение земельными участками, информационное обеспечение.
В большинстве российских регионов, испытывающих нехватку финансовых средств для прямой поддержки конкретных проектов, используются косвенные ее формы. Это, во-первых, освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на "имущество (как вариант - снижение их ставок). В частности, в 1999 году налоговые льготы инвесторам применялись в тридцати девяти субъектах федерации, а также во многих муниципальных образованиях. Во-вторых - отсрочки по налогам и арендным платежам. В-третьих - предоставление зданий и земель, право распоряжения которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям. В-четвертых - выдача гарантий региональных и местных органов власти.
Регионы прилагают большие усилия по организационно-институциональному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционного процесса. Активно формируются специальные структуры, например, центры содействия инвестициям, центры информационной поддержки (базы данных для инвесторов).
В целом, можно утверждать, что на региональном уровне эти и другие вопросы государственного стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. С учетом сказанного о региональной инвестиционной политике это означает: разработку системы гарантий инвесторам в настоящее время следует интенсифицировать именно на федеральном уровне, а значит предстоит органически интегрировать весь тот опыт, который накоплен и на местах, и в "центре".
В рамках регионального механизма гарантами инвестиций должны быть органы государственной власти субъектов федерации и соответствующие региональные агентства по страхованию и гарантированию инвестиций.
В рамках федерального - роль страхователя отводится федеральным органам государственной власти при посредничестве Российского государственного агентства по страхованию инвестиционных рисков (не исключено также участие иностранных государств и международных финансовых институтов).