Инвестиционный рынок России
Инвестиционный рынок России в настоящее время представлен следующими группами участников:
- российские предприятия, на производственной базе которых реализуются инвестиционные проекты. Они вкладывают свои финансовые средства и основные фонды в осуществление инвестиционного проекта: здания и производственные помещения, технологическое оборудование, землю, на которой расположено предприятие, включая свободные участки под создание новых производственных мощностей, квалифицированный персонал;
- инвесторы - банки и другие финансовые организации - российские и зарубежные, осуществляющие кредитование проекта и взаиморасчеты между его участниками;
- зарубежные компании, предоставляющие технологии и оборудование, свои сбытовые сети на мировом рынке, управленческий опыт, опыт подготовки и переподготовки персонала;
- проектные и строительные организации, обеспечивающие выполнение проектных и строительно-монтажных работ;
- администрация - федеральная, региональная, отраслевая, местная, создающая определенный налоговый режим для участников инвестиционного процесса.
Имеется два пути увеличения инвестиций:
- мобилизация ресурсов в руках государства и рост государственных капиталовложений;
- привлечение в крупных масштабах частных инвестиций (более естественен для рыночной экономики), но для них нужен благоприятный инвестиционный климат, чтобы стимулировать сбережения.
Правительство РФ приняло программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года). Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим действия правительства в ближайшие три года, направленные на решение социально-экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий должна стать логическим продолжением осуществления долгосрочной стратегии, начатого в рамках плана действий правительства на 2000-2001 годы. Основными результатами выполнения плана должны стать создание адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность, для формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, повышения эффективности экономической инфраструктуры.
Ключевой особенностью развития инвестиционного рынка в России в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях масштабного отвлечения инвестиционных ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация также предполагает увеличение национальных инвестиционных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры.
Другая особенность - усиление ограничивающего воздействия на темпы экономической динамики со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.
Отличительной чертой экономического подъема 1999-2000 годов было ослабление такой зависимости, что связано как с наличием значительных резервных мощностей, так и широкими возможностями импортозамещения. В таких условиях промышленный рост в разных отраслях происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий была существенно снижена.
В 2002-2004 годах ситуация кардинально изменится. С одной стороны, динамика перерабатывающих отраслей во многом будет определяться возможностями повышения эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов. С другой стороны, технологически сопряженные отрасли будут "тормозить" друг друга, особенно в условиях недостаточной конкурентоспособности продукции и инерционных процессов выбытия производственных мощностей. На отраслевых рынках действие структурных ограничений проявится в снижении эластичности предложения по отношению к спросу, в повышении цен и частичном замещении отечественных изделий импортными.