Практика составления и реализации бизнес-плана
Автор: М.З. Дубиновский.
доктор экономических наук, профессор
Место бизнес-плана в планировании производственной и хозяйственной деятельности предприятия
Опыт многих преуспевающих компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста и процветания. На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, а также текущее планирование. Особое значение придается бизнес-плану, который представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Функции бизнес-плана
Бизнес-план выполняет по крайней мере девять основных функций, как внешних (познакомить с нашим предприятием представителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия, а именно:
- хорошо оформленный бизнес-план стандартизирует процесс ознакомления с нашим предприятием;
- наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка;
- привлечение денег для развития нашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без материала, содержащегося в бизнес-плане;
- бизнес-план чисто психологически вызывает ощущение, основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца;
- процесс планирования заставляет нас адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые действия;
- возможность в самом начале обнаружить те проблемы развития предприятия, которые могут перерасти в серьезные препятствия и существенно осложнят нашу работу;
- мы придаем своему бизнесу целенаправленность, т.е. четко определяем конечные и промежуточные цели;
- составляя бизнес-план, мы приобретаем инструмент контроля и управления, позволяющий планомерно продвигать наше предприятие к поставленным целям;
- бизнес-план - прекрасный инструмент самообучения и основа для сопоставления с фактическими достижениями.
Общая схема бизнес-плана
Целесообразность создания нового предприятия или расширения существующего может быть обусловлена:
новым продуктом, услугой, технологией;
возможностью появления того, что делает услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшает другие потребительские свойства;
незаполненная рыночная ниша;
новое для потребителя сочетание товаров и услуг (например, изготовление эффективного препарата для борьбы с гололедом и специальный транспорт для нанесения препарата на ледяную корку поверхности дорог, аэродромов и т.п.)
На практике чаще всего используют следующую схему бизнес-плана (возможны изменения, вызванные спецификой предпринимательства):
- Общая часть.
- Титульный лист.
- Формулировка цели.
- Содержание.
- Финансирование.
Раздел 1. Предприятие.
1.1. Описание предприятия.
1.2. Месторасположение.
1.3. Продукты и услуги.
1.4. Рынок и маркетинг.
1.5. Конкуренты и конкуренция.
1.6. Организационная структура и управление.
1.7. Характеристика персонала.
1.8. Применение капитала и ожидаемый эффект.
1.9. Резюме.
Раздел 2. Финансовое планирование.
2.1. Источники и назначение финансирования.
2.2. Потребность в основных средствах.
2.3. Прогноз объектов реализации товаров и услуг.
2.4. Баланс предприятия.
2.5. Планирование финансовых результатов деятельности в течение первого, второго и третьего годов.
2.6. Планирование движения денежных средств.
2.7. Анализ процесса выхода на безубыточность.
2.8. Анализ отклонения от плановой сметы.
2.9. Финансовые отчеты предыдущего периода.
2.10. Резюме.
IV. Заключение
Обычный объем бизнес-плана 15-35 страниц. Если в бизнес-плане менее 10 страниц, он может произвести впечатление недостаточной его основательности, хотя в целом объем бизнес-плана зависит от его назначения. Компьютер позволяет без большого труда внести в план изменения с учетом возможных нюансов. Для написания бизнес-плана можно воспользоваться услугами консультантов и консультационных фирм. Однако планировать необходимо самим, так как этот план предназначен для нашего бизнеса, и он должен основываться на наших идеях и предположениях.