Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Стратегические цели

Если миссия организации задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть, говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. При этом учитываются ценности и цели, на которые ориентируется высшее руководство. Высшее руководство длительное время сохраняет верность определенным ценностям, которая проявляется в выборе типа управления, а также в целях организации.

Важно подчеркнуть, что цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если они правильно сформулированы, эффективно представлены, а руководство информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Важность определения целей связана с тем, что они:

  • являются фундаментом для процесса менеджмента в целом;
  • лежат в основе принятия любого управленческого решения;
  • являются исходной точкой планирования;
  • лежат в основе построения организационных отношений;
  • определяют систему мотивации, используемую в организации;
  • цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом;
  • служат руководством для формирования конкретных плановых показателей;
  • определяют способы повышения эффективности организации.
Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, подразделить на количественные и качественные.

К неэкономическим целям можно отнести социальные цели, например, улучшение условий труда.

Долгосрочные цели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы.

Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают:

  • что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);
  • кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.
Исследователи в области менеджмента выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.

  • Положение на рынке.
  • Производственные мощности организации.
  • Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:
    • производство новых товаров;
    • внедрение на новые рынки;
    • применение новых технологий;
    • использование новых способов организации производства.
  • Производительность.
  • Ресурсы.
  • Доходность (прибыльность).
  • Управленческие аспекты.
  • Персонал (человеческие ресурсы).
  • Социальная ответственность.
[Версия для печати] [Комментарии читателей]