Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Сущность и классификация управленческих решений

Управленческое решение - это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержание от него. Оно является неотъемлемой частью деятельности менеджера. Данное понятие рассматривается как: фиксированный управленческий акт, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и реализации решения по разрешению проблемы; выбор альтернативы при решении проблемы.

Объектом управленческого решения, как правило, являются проблемы, связанные с разрешением теоретических и практических вопросов.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

  1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
  2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
  3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
  4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);
  5. обеспеченность ресурсами;
  6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).


Классификация управленческих решений.

1. По степени влияния на будущее организации:

  1. стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
  2. тактические (конкретные методы достижения первых).


2. По масштабам:

  1. глобальные - охватывают всю организацию в целом;
  2. локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.


3. По продолжительности периода реализации:

  1. долгосрочные (более пяти лет);
  2. среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  3. краткосрочные (менее одного года).


4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.

5. По обязательности выполнения:

  1. директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
  2. рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
  3. ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.


6. По функциональному назначению:

  1. регулирующие - определяют метод выполнения действий;
  2. координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
  3. контролирующие - направлены на оценку результатов.


7. По широте охвата:

  1. общие - распространяются на всю компанию в целом;
  2. специальные - рассматривают отдельные вопросы.


8. По степени запрограммированности:

  1. запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
  2. незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.


9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.

10. По способам принятия:

  1. интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
  2. адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
  3. рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
[Версия для печати] [Комментарии читателей]