Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Характеристика полномочий

Объем полномочий, которым наделяется руководитель на определенном уровне управления, определяется в соответствии со следующими принципами:

  1. характером решаемых проблем. Чем больше их важность и разнообразие, тем значительнее полномочия у данного руководителя;
  2. развитостью системы коммуникаций. Предполагает, что чем легче установить связь с руководителем, тем меньше подчиненным требуется полномочий;
  3. личными особенностями исполнителей. Данный принцип заключается в том, что чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть предоставлено полномочий;
  4. морально-психологическим климатом организации. В соответствии с данным принципом объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат, так как в этом случае меньше вероятность, что сотрудники будут ими злоупотреблять.


Распределение полномочий осуществляется исходя из:

  1. достаточности их для решения возникающих вопросов;
  2. четкой определенности полномочий по взаимодействующим должностям;
  3. обязанности исполнителя самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.


Виды управленческих полномочий:

  1. распорядительные полномочия являются обязательными для исполнения. Распорядительные полномочия в свою очередь делятся на:
    - общие: присущи высшему руководству, определяющему цели и стратегию организации, а также действия в чрезвычайной ситуации;

    - линейные: реализуются посредством прямой должностной связи, в рамках которой руководство указывает своим непосредственным подчиненным: что, когда и где делать или не делать. В рамки данных полномочий входит решение повседневных вопросов о поощрении и наказании сотрудников, организации работы персонала, поддержании морально-психологического климата и т. п.;

    - функциональные: определяют методы решения поставленных задач. Ими в основном наделяются функциональные руководители;

  2. рекомендательные полномочия заключаются в разработке советов и рекомендаций о возможном варианте решения определенного вопроса и не являются обязательными для исполнения;
  3. представительские полномочия могут реализовываться в двух направлениях: - координационные. В круг их обязанностей входит согласование работ на нижних уровнях управления;

    - контрольно-отчетные. Занимаются проверкой результатов работ нижестоящих субъектов и получают от них необходимую информацию;

  4. согласительные полномочия заключаются в необходимости субъектов управления высказать свое мнение относительно принимаемых решений. Они подразделяются на:

    - предостерегающие: выявляют ошибки в выполненной работе и разрабатывают рекомендации по их исправлению. При неисполнении поправок ответственность за работу возлагается на отдел, утвердивший такой план;

    - блокирующие: заключаются в том, что если определенное решение не завизировано уполномоченным лицом, то оно является недействительным. На предприятии такими полномочиями обладает главный бухгалтер, который заверяет все доходы и расходы



[Версия для печати] [Комментарии читателей]