Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Школы менеджмента

Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в.

Основополагающие школы управления.

1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:

  1. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
  2. здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
  3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
  7. диспетчирование;
  8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  9. нормализация условий труда;
  10. нормирование операций;
  11. письменные стандартные инструкции;
  12. вознаграждение за производительность.


2. Классическая, или административная, школа (1920-1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

  1. первоначальная функция - разделение труда;
  2. полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, а ответственность это ее составляющая противоположность;
  3. дисциплина как взаимное уважение достигнутым соглашением;
  4. единоначалие;
  5. единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
  6. подчиненность личных интересов общим;
  7. скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
  8. порядок;
  9. справедливость как сочетание доброты и правосудия;
  10. стабильность рабочего места.


3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.

В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализация труда.

[Версия для печати] [Комментарии читателей]