Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Элементы организационной культуры и преграды при ее разработке

Культура организации состоит из двух видов элементов: субъективных и объективных.

Субъективная организационная культура основывается на разделяемых всеми членами коллектива предприятия ценностях и восприятии организационного окружения, существующего вне личности. В нее входит духовная символика в виде объектов, людей и их действий, обладающих привлекательностью для окружающих (образцов поведения), а также традиций организации.

Субъективная культура является ядром управленческой культуры, которая определяется стилем руководства, способами решения управленческим аппаратом возникающих проблем и их отношением к окружающим.

Субъективная организационная культура включает в себя:

  1. определение ценностей и норм поведения сотрудников;
  2. осознание каждым членом трудового коллектива себя и своего места в организации;
  3. создание системы коммуникаций внутри предприятия;
  4. создание системы питания (место, условия и традиции);
  5. осознание важности времени и выработку отношения к нему членов коллектива;
  6. создание и поддержание доброжелательных рабочих отношений между сотрудниками;
  7. создание непрерывного процесса развития членов трудового коллектива;
  8. развитие этики, системы мотивации и создание соответствующих условий на рабочих местах.


Объективная организационная культура обусловлена физическим и материальным окружением, создаваемым в организации. К ней относятся здания, их дизайн, внутренний интерьер, стоянки для автомобилей, сами автомобили и т. п. К объективной культуре относится знаковая символика в виде стиля одежды, знаков отличия статуса, фирменных наград и отличий.

Товарно-знаковая символика является составной частью фирменного стиля (бланки, печати и др.).

Фирменный стиль - это совокупность средств и мероприятий, обеспечивающих визуальное и смысловое единство всех товаров фирмы с ее рекламными мероприятиями. Носителем фирменного стиля может быть любой предмет.

Введение организационной культуры происходит постепенно, поскольку, как и любое новшество, встречает на своем пути преграды экономического, личностного и социального характера.

Экономические преграды:

  1. страх потерять работу;
  2. боязнь снижения зарплаты;
  3. боязнь снижения социального статуса;
  4. боязнь увеличения интенсификации труда.


Личностные преграды:

  1. страх оказаться ненужным со своими профессиональными навыками;
  2. ущемление профессиональной гордости;
  3. восприятие критики существующих методов работы как личной обиды;
  4. боязнь повышения монотонности снижает чувство значимости работников в деятельности предприятия;
  5. нежелание переобучаться;
  6. страх перед неопределенностью, основанный на непонимании сути нововведений.


Социальные преграды:

  1. нежелание (неумение) адаптироваться к новому социально-психологическому климату;
  2. стремление сохранить устоявшиеся социальные связи;
  3. неприязнь к людям, внедряющим новшества;
  4. недовольство слабым личным участием при внедрении нововведений;
  5. уверенность в необходимости изменений только для руководства.


[Версия для печати] [Комментарии читателей]