Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Многонациональные компании: причины роста

В современном международном бизнесе выработаны разнообразные формы международной кооперации (лицензионный договор, совместные предприятия, стратегический альянс). Наиболее "жесткие" формы международного сотрудничества связаны с механизмом акционерного корпоративного участия, приводящего к возникновению многонациональных компаний.

Многонациональная компания - одна из наиболее сложных форм международного бизнеса, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную, глобальную философию бизнеса, предполагающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организационные формы и структурные особенности различных многонациональных компаний могут быть достаточно разнообразны.

Существуют следующие принципы, на которых основываются формы многонациональных компаний, отличающие ее от других форм организации международного бизнеса:

  1. корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
  2. ориентация на достижение единых для компаний стратегических целей и решение общих стратегических задач;
  3. наличие единой управленческой вертикали и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка или группы взаимосвязанных компаний;
  4. бессрочный характер существования компаний.


Наряду с термином "многонациональный" используются термины "мировой" и "глобальный".

Менеджмент глобальной компании:

  1. применяет глобальный функциональный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей оценки возможных угроз для бизнеса;
  2. стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых рынках;
  3. ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.


Наряду с термином "многонациональная компания" или "глобальная компания" используются и другие.

ООН и правительственные организации использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране, термин "ТНК". В последнее время ученые используют его в отношении компаний, называемых глобальными, многонациональными (стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокоадаптивных к специфической внешней среде).

Бизнесмены со своей стороны используют термин "ТНК" в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны (например, Unilever).

В 1976 г. было 11 тыс. многонациональных компаний и у них же было более чем 86 тыс. зарубежных подразделений.

В 1990 г. - 35 тыс. многонациональных компаний и более чем 147 тыс. подразделений. Общий объем продаж в 1996 г. - 5,5 трлн долларов, что составляло 25 % ВВП мира.

Общая численность занятых -более 70 млн человек.

Среди причин роста многонациональных компаний можно выделить следующие:

  1. достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций;
  2. правительства многих стран последовательно снимают барьеры для инвестиций и торговли;
  3. существует тенденция унификации и объединения в рамках мирового сообщества.


[Версия для печати] [Комментарии читателей]