Менеджмент, экономика, маркетинг
Менеджмент Экономика Маркетинг
Менеджмент организации OrgManagement.Ru
Отзывы Связь Ссылки Карта сайта

Жизненный цикл инвестиционного проекта и подходы к его структуризации

Жизненный цикл инвестиционного проекта - это продолжительность времени от момента зарождения инвестиционной идеи до момента ее полной реализации или ликвидации объекта (в случае необходимости). Разработка промышленного инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия - может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Каждая из этих фаз, в свою очередь, подразделяется на стадии и этапы, некоторые из них содержат такие важные виды деятельности, как консультирование, проектирование и производство.

В предынвестиционной фазе имеют место несколько параллельных видов деятельности, которые частично распространяются и на следующую, инвестиционную, фазу. Таким образом, как только исследования инвестиционных возможностей определили надежные признаки жизнеспособности проекта, начинаются этапы содействия инвестициям и планирования их осуществления. Чтобы уменьшить потери ресурсов, необходимо ясное понимание последовательности действий при разработке инвестиционного проекта - от концептуальной стадии до эксплуатации предприятия. Проектные и консультационные работы выполняются во всех фазах проектного цикла. Однако они особенно значимы в предынвестиционной фазе, поскольку успех или провал промышленного проекта зависит в первую очередь от маркетинговых, технических, финансовых и экономических решений и их интерпретации, особенно при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО).

Предынвестиционная фаза включает несколько стадий: определение инвестиционных возможностей (исследование возможностей), анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта, подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО), заключение по проекту и решение об инвестировании (оценочное заключение).

Стоимость проведения предынвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика и может составлять от 0,8% для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций.

Следующий отрезок времени отводится под фазу инвестирования или фазу осуществления проекта. Она включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ, в первую очередь и главным образом - в области управления проектом. Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:
  • установление правовой финансовой и организационной основ для осуществления проекта;
  • приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы;
  • детальная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров;
  • приобретение земли, строительные работы и установка оборудования;
  • предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы;
  • набор и обучение персонала;
  • сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.
На стадии участия в тендерах и оценки предложений особенно важно получить широкие предложения по товарам и услугам для проекта от большого числа отечественных и международных поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя. Переговоры и заключение контрактов связаны с правовыми обязательствами, возникающими при передаче технологий, строительстве зданий и закупке и установке машин и оборудования, а также при финансировании. На этой стадии происходит подписание договоров между инвестором или предпринимателем, с одной стороны, и финансовыми учреждениями - с другой.

Стадия строительства включает подготовку участка земли для застройки, сооружение зданий и другие строительные работы, а также поставки и монтаж оборудования в соответствии с намеченными программами и графиками. Набор и обучение персонала, которые проводятся одновременно с этапом строительства, могут иметь решающее значение для ожидаемого роста производительности и эффективности работы предприятия. Особенно важно своевременное начало маркетинговой деятельности для подготовки рынка нового товара (предпроизвод-ственный маркетинг) и обеспечения поставок важнейших материалов и сырья (маркетинг поставок).

Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия - обычно короткий, но технически важный период осуществления проекта. Он связывает предшествующую фазу строительства с последующей эксплуатационной (производственной) фазой. Успех, достигнутый на этом этапе, демонстрирует эффективность планирования и осуществления проекта, предвещая его будущую действенность.

С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или после приобретения недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Проблемы фазы эксплуатации нуждаются в рассмотрении как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные касаются начала производства, когда могут возникать проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Большинство из этих проблем берут начало в фазе осуществления проекта. Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек на производство и маркетинг, а также поступлений от продаж. Эти факторы непосредственно связаны с прогнозом, сделанным в предынвестиционой фазе. Если стратегии и перспективные оценки окажутся ошибочными, внесение любых корректив будет не только трудным, но и исключительно дорогостоящим.
[Версия для печати] [Комментарии читателей]