OrgManagement.Ru - менеджмент, маркетинг, экономика
Оригинал страницы: http://orgmanagement.ru/hitech/page147.html

Проблемы качества программных продуктов

Вопрос о цене продуктов технического творчества и программного обеспечения, в частности, относится к числу наиболее дискуссионных в современной экономике. Он приобрел особую актуальность в связи с вводом рыночных отношений, переходом от фиксированных цен, устанавливаемых на основе нормативов и калькуляций, к договорным отношениям производителей и пользователей на основе купли-продажи.

Сложности при формировании цены на программные продукты можно объяснить следующими обстоятельствами.

Во-первых, стоимость информации и заключенных в ней знаний достаточно трудно измерить количественно. В связи с этим сложно построить необходимые для изучения и анализа рынка кривые спроса и предложения. Поскольку ценность конкретного программного продукта можно измерить только после применения его пользователем, то спрос на него будет зависеть от представлений пользователя о полезности (ценности) приобретаемого продукта, а они часто основываются на несистематизированных, отрывочных, неполных, субъективных сведениях.

Во-вторых, трудность расчета издержек создания программных продуктов связана с тем, что они являются, как правило, сопутствующим товаром и предлагаются пользователям в рамках конкретной технологии реализации нововведений.

Необходимо выделить также еще одну особенность товарного обращения программных продуктов: возможность их многократного применения различными пользователями. Соответственно цена такого продукта снижается по мере расширения круга пользователей. В свою очередь, производитель старается оградить свои продукты от угрозы недозволенного использования - несанкционированного копирования и распространения, поскольку владелец в результате лишается прибыли и потенциальных выгод.

Как свидетельствуют публикации в периодической печати, во многих случаях пользователю предлагаются десятки, сотни и даже тысячи программных продуктов одного назначения, существенно отличающихся по качеству и цене. И цена, и число продаж зачастую мало зависят от реального качества представленного на рынок программного продукта. Такое положение типично, например, для задач бухгалтерского учета, материального учета и торговли, контроля исполнения и других.

В перечне факторов ценообразования на интеллектуальную собственность, которой и является программный продукт, обращает внимание отсутствие каких-либо показателей издержек производства.

Таким образом, сегодня ни разработчики программных продуктов, ни пользователи, ни фирмы-посредники не могут конкретно, обоснованно сравнить качество существующих программных продуктов по экономическим критериям, оценить, насколько один программный продукт эффективнее другого, определить, даст ли данный программный пакет большую экономию на эксплуатационных расходах, большую общую производительность, большую экономию затрат живого труда, машинного времени.

Известно множество показателей, используемых для характеристики качества программных систем, сравнительной оценки их потребительской ценности. Среди этих показателей, по мнению специалистов, наиболее важными являются следующие.
Оригинал страницы: http://orgmanagement.ru/hitech/page147.html